По творениям святителя Феофана Затворника

Ответить
Аватара пользователя
AHAXOPET
Опытный
Опытный
Сообщения: 523
Зарегистрирован: 16 дек 2018, 23:00
Мировоззрение: Православие
Благодарил (а): 22 раза
Поблагодарили: 64 раза

По творениям святителя Феофана Затворника

Сообщение AHAXOPET » 13 мар 2020, 20:51

Недавно услышал от одного известного протоиерея, что святитель Феофан (Го́воров) епископ Тамбовский и Шацкий, Затворник Вышенский, (1815–1894), самый "плодовитый" писатель из святых отцов.
Изображение
Дни памяти: 10(23) января , 16(29) июня (Перенесение мощей)

Мысли святителя Феофана Затворника при толковании Библии очень пространные. Они конечно же не такие "густые и жирные" как слова святителя Игнатия Брянчанинова, но именно поэтому, они должны легче восприниматься обычными мирянами.
Один из старцев Оптиной пустыни, сравнивал творения святителя Игнатия Брянчанинова со сливками, а труды святителя Феофана Затворника с обычным молоком.
Но ведь если неподготовленному человеку дать жирные сливки, то скорее всего будет расстройство желудка. А если он на молоке "потренируется", то ситуация может измениться.
Поэтому лучше выделить для цитат святителя Феофана Затворника отдельную тему.



«Вышел (Иисус) и удалился в пустынное место и там молился» (Мк.1:35)

Господь молится, как человек, или, лучше, как вочеловечившийся человеческим естеством. Его молитва ходатайственная за нас, а вместе образовательная для Его человечества, которому надлежало входить ограниченным путем в обладание Божественным. В последнем значении она для нас образец и пример. Апостол Павел учит, что у приявших Духа Дух молится и, конечно, не Сам от Себя, но возбуждая молитвенныя устремления к Богу в духе человеческом.

И вот у нас настоящая мо­литва – молитва духодвижная. Но такова она на верхней ступени. Путь к ней – труд молитвенный у ищущих очищения и освящения. Уединение, ночь – прилич­нейшая этому труду обстановка; самый же труд – множество поклонов с сердеч­ными воздыханиями.

Трудись и трудись, леность всякую отгнавши. Сжалится над тобою Господь и подаст тебе дух молитвы, который начнет действовать в тебе так же, как действует дыхание в теле. Начинай! «Се ныне время благоприятно».
Чаю воскресение мертвых, и жизни будущего века.
Аватара пользователя
AHAXOPET
Опытный
Опытный
Сообщения: 523
Зарегистрирован: 16 дек 2018, 23:00
Мировоззрение: Православие
Благодарил (а): 22 раза
Поблагодарили: 64 раза

Re: По творениям святителя Феофана Затворника

Сообщение AHAXOPET » 17 мар 2020, 18:18

Замечательно, что Премудрость зовет к себе безумных: «кто неразумен, обратись сюда» (Притч.9:4).

Стало быть, умникам нет входа в дом Премудрости или в св. Церковь. Умность всякую надо отложить у самого входа в этот дом. С другой стороны, если всякая мудрость и ведение только в доме Премудрости, то вне сего дома, вне св. Церкви, только безумие, неведение и слепота.

Дивное Божие учреждение! Входя в Церковь, оставь ум свой и станешь истинно умным; оставь свою самодеятельность, и станешь истинным деятелем; отвергнись и всего себя, и станешь настоящим владыкою над собою. Ах, когда бы мир уразумел премудрость эту! Но это сокрыто от него. Не разумея премудрости Божией, он вопиет на нее, и безумных разумников продолжает держать в ослеплении своем.
Чаю воскресение мертвых, и жизни будущего века.
Аватара пользователя
AHAXOPET
Опытный
Опытный
Сообщения: 523
Зарегистрирован: 16 дек 2018, 23:00
Мировоззрение: Православие
Благодарил (а): 22 раза
Поблагодарили: 64 раза

Re: По творениям святителя Феофана Затворника

Сообщение AHAXOPET » 18 мар 2020, 18:10

«При многословии не миновать греха» (Притч.10:19).

Внимательные к себе христиане все чувства называют окнами души, которые если открыть, уйдет вся внутренняя теплота. Но самое широкое отверстие, просторная дверь, в обилии пропускающая эту теплоту, есть язык, которому дается воля говорить, сколько и что хочет.

Какой вред вниманию и внутреннему строю наносят все чувства в совокупности, такой же причиняет многословие, ибо оно касается предметов всех чувств и заставляет душу, не видя видеть, не слыша слышать, не осязая осязать. Что внутри мечтание, то вне многословие; но последнее пагубнее, ибо оно фактично и потому более впечатлительно.

К тому же, с ним в близкой связи самомнение, дерзость и самочиние – эти буре подобные разорители внутреннего строя, оставляющие за собой нечувствие и ослепление. Как после этого избежать греха при многословии?!
Чаю воскресение мертвых, и жизни будущего века.
Аватара пользователя
AHAXOPET
Опытный
Опытный
Сообщения: 523
Зарегистрирован: 16 дек 2018, 23:00
Мировоззрение: Православие
Благодарил (а): 22 раза
Поблагодарили: 64 раза

Re: По творениям святителя Феофана Затворника

Сообщение AHAXOPET » 19 мар 2020, 18:43

«Нечестивый падет от нечестия своего» (Притч.11:5).

Нечестие это неправильное – отношение к Богу или полное богозабвение, к которому принадлежит и неверие в бытие Бога и Его промышление о тварях. Иные души, будучи теснимы напором подобных нечестивых мыслей, желая, однако, являть из себя исправные личности, решают так: буду правдив, честен и гуманен, не занимая себя тем, есть ли кто выше меня, назирающий, обязывающий и имеющий потребовать отчета. И что же? Не бывает на них благословения Божия, которого не взыскивают, и дело их не спеется. Совесть каждодневно напоминает им о делах или неправды, или нечестности, или негуманности. Только пред людьми успевают они являть себя праведными в оправдание свое, где нужно отгрызаясь и кривотолкуя факты.

Кто же добросовестен внутри, тому нечем себя оправдать. Невнимательные к себе пропускают мимо и этот внутренний разлад: внимательные же управляются с этим кое-как. О, когда бы кто-либо из них добросовестно взглянул на этот разлад и разобрал, откуда он и как его уладить! Он уладил бы потом и сам себя, и других позаботился бы направить на добрый лад.
Чаю воскресение мертвых, и жизни будущего века.
Аватара пользователя
AHAXOPET
Опытный
Опытный
Сообщения: 523
Зарегистрирован: 16 дек 2018, 23:00
Мировоззрение: Православие
Благодарил (а): 22 раза
Поблагодарили: 64 раза

Re: По творениям святителя Феофана Затворника

Сообщение AHAXOPET » 30 мар 2020, 17:52

«Преисподняя и Аваддон [открыты] пред Господом, тем более сердца сынов человеческих» (Притч.15:11).

А грешник все думает, что его никто не видит, и, укрываясь от глаз человеческих темнотою ночи или пустотою места, полагает, что никем не замечен. Божие око видело все; ангел-хранитель и совесть были свидетелями.

Станешь некогда на суд: тогда все скрытое разоблачится; свидетели неподкупные будут налицо – и умолкнешь. Приговор состоится безапелляционный. Одно средство предотвратить эту неизбежную крайность – покаяние. Дверь к нему отворена. Поспеши войти, пока не пробил час, который ударит, когда не знаешь, и положит конец и грехам твоим, и всякой надежде помилования.
Чаю воскресение мертвых, и жизни будущего века.
Ответить

Вернуться в «Аскетика, духовная жизнь в Православии»