О вреде уединенного жительства без смирения

Ответить
Аватара пользователя
Даниил (Плотников)
Администратор
Администратор
Сообщения: 863
Зарегистрирован: 02 сен 2016, 21:53
Откуда: г. Северодвинск
Мировоззрение: Православие
Благодарил (а): 75 раз
Поблагодарили: 76 раз
Контактная информация:

О вреде уединенного жительства без смирения

Сообщение Даниил (Плотников) » 01 апр 2020, 10:00

В очередной раз убеждаюсь насколько губительным бывает самочинный подвиг уединения, без должного сопровождения духовника (учителя, наставника). На собственной практике имею несколько примеров такого падения, когда самочинно (оправдываясь необходимостью, но не благословением) человек физически отстраняется от людей, при этом, продолжая вести активную жизнь в интернете. То есть, уединяясь телом, душой своей и умом остается вращаться в суете мира, наслаждаясь его интеллектуальными соблазнами.
Авва Дорофей.jpg
Премудрый Соломон о таких самочинно-уединившихся говорит следующее: "горе единому, потому что, егда падет, не будет втораго воздвигнути его" (Еккл. 4:10). Подобные примеры присутствуют не только в святоотеческой традиции, но, как сказано, и лично мной наблюдались не раз. Так, решивший жить в уединении от мира и братии монах, ушел за несколько километров в избу прихватив с собой телефон. И вместо того, чтобы подвизаться по образу древних пустынников, оставаясь телом в келье, блуждал своим духом "по сети", предаваясь праздности и беспечности. Другой случай был дан мне в назидании Богом о другом "уединившемся" мирянине. И этот, не подвизается как древние отцы, о которых, казалось, знает больше всех, но предаваясь любованию собственным умом в горделивом возношении рассуждает в сети интернета о Священных тексах, цитатах Святых отцов, духовной подвижнической жизни.

Испокон веку в Церковной традиции известен институт духовничества, который, к сожалению, напрочь забыт этими горе-подвижниками. Премудрый Соломон об этом так говорит: "имже несть управления, падают аки листвие; спасение же есть во мнозе совете" (Притч. 11, 14). Именно по причине отсутствия управления со стороны, "подвижник" впадает в обольщение ума и движется к своей погибели все более и более возносясь мнением о себе как древний начальник возношения - дьявол, во всем ему уподобляясь. Это уподобление можно определить следующим выражением: "махровая гордыня". Этот жаргонизм, хотя и не является литературным, но в очень хорошей степени определяет демоническое состояние прельщенного своей персоной, когда "подвижник" считает себя умнее, просвещеннее, опытнее и, при этом, совершенно не нуждающимся в чьем-то наставлении. Если-же он и просит наставить его, то делает это с надмением, полностью полагаясь на свое собственное мнение. "Махровая гордыня" проявляется в том, что самочинно уединившийся "подвижник" пребывает в беседе со своими помыслами и, всецело им доверяя, все услышанное извне пропускает через эти помыслы. Принимает-же только то, что отвечает его собственному мнению, а что его раздражает - то отбрасывает, предает осмеянию, надменной критике, и даже начинает ненавидеть того, кто ему советует противное его помыслам. Происходит это по тому, что "подвижник" уже сочетался в своем сердце с демонами мучителями2, которые учат его тому, "что не только самое наставление ненавидит лукавый, но даже и самого голоса, произносящего оное, не может слышать, даже ненавидит и самый голос наставления, т. е. то самое, когда говорят что-либо служащее к наставлению"1.

Ловушка для "подвижника" заключается в том, что он полагается на свой разум, а не на совет с едиными по духу. Нечестность, закрытость и недоверие правят этим горе-подвижником как наездники своим конем, и ведут его не туда, куда он хочет, но как броздами правят его прилогами и помыслами, чувствами и ощущениями (Пс.31:9).

Как бы в один голос эти горе-подвижники, воспитывающие в себе "махровую гордыню", оправдываются отсутствием сейчас старцев, наставников, мудрых руководителей в духовной жизни. Это стандартное оправдание горделивого ума, нежелающего отсечь свою волю, подчиниться мнению другого. Но, вспомним, какой старец и подвижник, духовный мудрец и опытный наставник вразумил Валаама? Если Бог силен отверзнуть уста и ослице (Чис. 22:28), то кольми паче он отверзнет уста брату, другу, священнику, настоятелю, бомжу и, даже, пребывающему в употреблении пьянице? Не Господь-ли полагает на сердце то, что надлежит сказать человеку к назиданию. Ведь, не только приятное и сладкое для слуха, но и горькое и скорбное Бог полагает на сердце человека сказать кому-либо. Вспомнить, хотя-бы, пример великого среди Пророков Давида, который отвечал желающим отомстить за его унижение Семеем: "что мне и вам, сыны Саруины? пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида" (2Цар. 16:10).

Наставники и учителя и духоносные руководители есть, нет тех кто их готов слышать и слушать. В немалой степени наш "православный интернет" заселен такими "подвижниками" воспитывающими в себе "махровую гордыню" и сеющими соблазн среди неопытных, заражая их собственным возношением и надменностью сердца. Как компьютеры, они собирают цитаты, выдержки, изречения, слова и прочее. Но износят их во вне не в простоте сердца, но как повод возгордиться и вознестись над теми, кто "подобной мудростью" не обладает. Показательно то, что на таковых горе-подвижниках ярко проявляется слово спасителя: "По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?" (Матф.7:16), потому как ничего вообще полезного близким не делают, и нуждающемуся в их помощи не служат (Мф. 25:41-45).

Кстати, некоторые православные ресурсы заказывают у таких "подвижников" публикации и статьи для своих сайтов. А это совсем печально: что не подвизающиеся не минуты в смирении, послушании, отсечении своей воли, учат других "практическим советам в духовной жизни".
православный тюфяк.jpeg
В заключение хочется сказать этим зараженным "махровой гордыней" горе-подвижникам: "Я не знаю другого падения монаху (мирянину), кроме того, когда он верит своему сердцу. Некоторые говорят: от того падает человек, или от того; а я, как уже сказал, не знаю другого падения, кроме сего: когда человек последует самому себе"3.

1, 3. Преподобный авва Дорофей - Душеполезные поучения и послания. Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Dorofej/dush ... lanija/1_8
2. Сокровещница Духовной мудрости - Теология. Источник: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokr ... drosti/335

Фото с сайта https://u.livelib.ru/ и https://azbyka.ru/
Опыт - наилучший учитель.
Ответить

Вернуться в «Аскетика, духовная жизнь в Православии»